| 
 | 
					
						| 
   Будет ли эффективна финансовая разведка? 
05 ноября 2001 
   |         Владимир Путин подписал указ о создании комитета по финансовому мониторингу при Минфине, задача которого  -  выявлять случаи отмывания денег. Источником сведений для комитета станут банки, страховые и лизинговые компании  -  профучастники рынка ценных бумаг и т. д.         Не думаю, что они будут отслеживать все суммы от 600 000 руб. Люди просто утонут в информации. Придется либо держать непомерный штат, либо применять специальные технологии. Есть так называемые программы визуализации. Ведется база данных, куда сваливается разнородная информация. Потом компьютер выявляет связи между разобщенными сведениями. И уже выводы компьютера оцениваются людьми. Подобная система борется, например, со страховыми мошенничествами в США. Другое дело, что КПД подобных систем прямо пропорционален количеству и качеству анализируемой информации. А будут ли страховщики докладывать, что у них происходит,  -  большой вопрос. Посмотрите хотя бы на то, что творится со страхованием жизни. В любом случае я рад, что разведкой будет заниматься Минфин, а не ФСБ или МВД.          |  | Владимир Бирюков гендиректор компании  "АФМ страховые консультанты и брокеры"
 | 
 |         Финансовую разведку во многих западных странах заменяет институт стукачества. Но не на профессиональном, как было у нас, а на бытовом уровне. Неуплата налогов там рассматривается как аморальное поведение, о котором дают знать властям. У нас же, особенно сейчас, аморальным считается любое добровольное донесение информации до власть имущих. Что тоже не лишено резона. Видимо, создание финансовой разведки должно компенсировать нежелание населения кооперироваться с налоговой службой. В то же время, будь у региональных и местных органов власти собственные полномочия по сбору налогов, не нужна бы была никакая финансовая полиция.          |  | Галина Курляндская директор Центра фискальной политики
 | 
 |         Создание этого органа  -  давно назревшая мера. Весьма разумно, что он создан именно при Минфине. Таким образом он не будет иметь свободный доступ к инсайдерской банковской информации и не будет пользоваться прямыми силовыми рычагами. Поэтому легальному бизнесу беспокоиться не стоит. В работе комитета многое будет зависеть от того, каким технологическим и программным оборудованием он будет оснащен. Например, в Италии аналогичный орган с таким же штатом в 200 человек за один день анализирует около 500 млн платежных документов.          |  | Игорь Лисиненко председатель  "Деловой России"
 | 
 |         Сила этого органа прежде всего в том, что он взломал банковскую тайну. Возможность идентифицировать проводки клиентов открывает очень широкие горизонты. Финансовая разведка будет тесно сотрудничать с FATF и тем самым получит возможность проводить мониторинг транзакций не только внутри страны, но и разматывать всю цепочку в рамках мировой финансовой системы. Причем может оказаться, что подозрительные операции будут отслежены от начала до конца, который обычно находится не в России. Новый орган получает такие полномочия, что при желании и способностях можно отследить то, что хочется. При этом за разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность. Надеюсь, что-то узнать о конкурентах через новый орган будет непросто. Но тут у меня все же возникают сомнения.          |  | Олег Вьюгин исполнительный вице-президент ИК  "Тройка Диалог"
 | 
 |         Прежде всего этот шаг работает на положительную репутацию России в мире. Его от нас ждали все страны антитеррористической коалиции, которым постоянно требуется самая точная аналитическая информация о движении денежных потоков. Мы стали еще на шаг ближе к цивилизованным рыночным отношениям. И теперь у России есть шанс быть исключенной из черного списка стран, отмывающих деньги. Думаю, создание единого банка данных об участниках внешнеторговых сделок приведет к сокращению утечки капиталов за границу. Главное, чтобы финразведка не приобрела  "характерные национальные черты"  -  не стала карательным инструментом для давления на неугодных.          |  | Олег Шахов заместитель гендиректора холдинга  "Металлоинвест-Агро"
 | 
 |         Через финансовую систему проходит дай бог треть от ВВП. Остальная часть приходится на векселя, наличные, бартер и т. д.  "Закладывать" там просто некому. Соответственно, отслеживать доступные новому органу сделки можно, но эффективность этой работы будет небольшая. К тому же большинство потенциальных поставщиков информации для финансовой разведки  -  сами активные участники той деятельности, которую разведка собирается пресекать. Уже сейчас банки сами предлагают разбить при транзакциях крупную сумму на несколько более мелких, не попадающих под мониторинг.          |  | Михаил Матовников заместитель гендиректора рейтингового агентства  "Интерфакс"
 | 
 |         Финансовая разведка обещает быть довольно эффективной. Это связано с ее достаточно узкой направленностью на выявление экономических правонарушений и с весьма широкими полномочиями. В целом же идея создания подобного органа давно напрашивается, учитывая размах теневых операций. Но должен быть найден компромисс между желанием навести порядок и соблюдением ключевых принципов ведения бизнеса в стране с рыночной экономикой.          |  | Илья Бучковский аналитик АКБ  "Абсолют банк"
 | 
 |  | 
 |