| 
 | 
					
						| 
   Кто выкупит государственные пакеты акций в банках?   |         На прошлой неделе премьер Михаил Касьянов распорядился подготовить порядок продажи принадлежащих министерствам, ведомствам и государственным унитарным предприятиям акций тех банков, где эти пакеты акций составляют менее 25% (т. е. не являются контрольными). Всего таких банков насчитывается около 400. |  |  | 
 |          В том случае, если государственный пакет акций является решающим для других акционеров  -  положим, кому-то из собственников не хватает нескольких процентов акций до контрольного пакета,  -  тогда интерес к государственной доле будет. Но в большинстве случаев, я думаю, эти доли никому не интересны, тем более внешним инвесторам. А что касается выгоды государства от продажи этих акций, то если оно получит хоть какие-нибудь деньги, уже будет польза, потому что в данный момент те активы, которыми государство располагает, не приносят вообще ничего, кроме необходимости тратить свои ресурсы, чтобы отслеживать эти активы. Я думаю, что это правильный шаг со стороны государства, потому что, продав ничего не решающие пакеты акций, оно может сосредоточить все силы на тех активах, которые приносят реальную прибыль.          |  | Андрей Иванов банковский аналитик компании  "Тройка Диалог "
 | 
 |          Продажи пакетов акций меньше 20%  -  достаточно трудное мероприятие, потому что желающих приобрести их будет очень мало. Вероятно, их будут продавать по каким-то бросовым ценам. Скорее всего, договоренности о покупке этих акций будут вестись напрямую и выгодность цены акций будет определяться тем, насколько тот или иной банк представляет интерес в глазах региональных представителей. Среди возможных покупателей государственной доли в банках могут быть региональные администрации, которые имеют интерес в этих банках, или те, у кого уже есть какие-то пакеты акций, если они захотят увеличить свою долю. Для государства эта продажа акций выгодна. Сейчас хороший момент для реализации государственной собственности, потому что экономика растет, у предприятий и, соответственно, у местных бюджетов достаточно много денег, т. е. в экономике есть спрос, который может быть реализован через подобные сделки.          |  | Наталья Орлова экономист Альфа-банка
 | 
 |          Из федеральных унитарных предприятий, где доля государства ниже 25% , выйти государству достаточно легко. Там принципиальных проблем с поиском новых акционеров быть не должно. Если у банка с участием государства брэнд раскручен, то у него найдется достаточно много покупателей. На предприятиях, где эта доля выше, процесс приватизации должен потребовать какого-то времени, но самое главное, что уже обозначена модель выхода государства из банковской системы. К сожалению, все эти идеи прошли мимо программы приватизации. Сейчас в этой программе значится лишь одно кредитное учреждение  -  это Российская финансовая корпорация. Она значится в разделе федеральных унитарных предприятий, подлежащих акционированию. То есть к 2003 г. РФК может быть только акционирована, но ни одна акция не будет приватизирована, и получается, что на 2002 г. нет никаких планов приватизации. И только это поручение Касьянова, основанное на его докладной записке президенту, сейчас создает почву для начала этого процесса. Идеальной схемой было бы включение банков с долей государства в эту программу приватизации.          |  | Александр Шохин председатель 
банковского комитета ГД
 | 
 |          Вероятно, в некоторых банках продажа государственных акций не вызовет затруднения, но в большинстве случаев этот пакет нереализуем. Никаких коммерческих оснований покупать эти акции нет даже для текущих владельцев. В большинстве этих банков контрольные пакеты уже приобретены. Один из вариантов продажи этих акций может быть осуществлен через государственные методы убеждения. А государство у нас убеждать умеет.          |  | Михаил Матовников заместитель гендиректора рейтингового агентства  "Интерфакс"
 | 
 |         
 Когда у государства 10% или 15% , то оно не влияет на денежную, на кредитную политику, поэтому активы государства в этих банках пущены на самотек. С точки зрения эффективного использования государственных средств  -  это плохо. Наша ассоциация считает, что для рыночной экономики уже давно необходимо резко сократить участие государства в банковской системе. Основной удельный вес должны составлять акционерные и частные банки. Очень важный момент в этой продаже государством своей доли в банках в том, чтобы был именно процесс продажи, а не моментальный выход государства из того или иного банка. Кто будет покупать эти акции государства, сейчас сказать очень трудно. В основном покупатели найдутся среди самих учредителей этих банков. Да и по закону нужно сначала предложить акции учредителям, а уже потом запускать их на рынок. Есть еще одна тенденция: государственными пакетами акций интересуются и могут купить какие-то промышленные группы, потому что без банка этим группам трудно структурировать денежные потоки. В общем, по нашему мнению, покупатели найдутся. Я думаю, что основной расчет тех, кто заинтересуется этими активами государства,  -  не просто купить акции, потому что сейчас уже не те времена, когда банки зарабатывали и платили большие дивиденды. Сейчас важно иметь контрольный пакет.          |  | Сергей Егоров президент 
Ассоциации российских банков
 | 
 |  |  | 
 |  | 
 |