ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Комиссии за пополнение депозитов становятся обычным делом

Число банков, не желающих принимать пополнения по вкладам, открытым в период кризиса по высоким ставкам, растет. Еще два банка ввели комиссии за пополнение вкладов, а один просто отказался принимать дополнительные взносы, сославшись на технические проблемы. ЦБ, который два месяца назад обещал определить, в каком случае такие комиссии являются законными, разъяснений до сих пор не дал. Роспотребнадзор, в который обращаются вкладчики, ждет, пока они зафиксируют реальное недополучение дохода.



Как стало известно «Ъ», три региональных банка — Запсибкомбанк (Тюмень), Национальный торговый банк (НТБ) (Тольятти) и Вяткабанк (Киров) — приняли заградительные меры для вкладчиков, желающих пополнить депозиты, открытые в период кризиса по высоким ставкам. Запсибкомбанк и Национальный торговый банк ввели комиссии за пополнение вкладов. Запсибкомбанк установил комиссию за пополнение в размере 6% от суммы пополнения для рублевых вкладов (со ставкой выше 10% годовых) и 3% для валютных (со ставкой выше 4% годовых). НТБ установил комиссию в размере 10% за пополнение рублевых вкладов «Срочный» и «Срочный мультивалютный». Вяткабанк комиссий за пополнение вкладов вводить не стал, банк просто перестал принимать пополнения ранее открытых вкладов, сославшись на технические сложности. Как сказали вчера «Ъ» в Вяткабанке, сроки устранения «технической проблемы» неизвестны. В НТБ новые комиссии объяснили снижением ставки рефинансирования ЦБ, указав, что возможность изменения условий и введения комиссий предусмотрена пунктом 2.27 договора по данным вкладам. В Запсибкомбанке не смогли прокомментировать введение комиссии за пополнение вкладов.



Впервые вводить комиссии за пополнение вкладов или вовсе отказываться принимать пополнение банки начали в марте. С такой проблемой столкнулись клиенты банков, которые в разгар кризиса привлекали долгосрочные вклады с возможностью пополнения по завышенным ставкам (в отдельных случаях выше 20% годовых). На фоне общерыночной тенденции к снижению ставок по депозитам (сейчас максимальный уровень ставок по рублевым вкладам 14% годовых) вкладчики начали активно пользоваться предусмотренной возможностью пополнения, банки же, не желая увеличивать расходы на обслуживание депозитов в условиях снижающейся доходности по кредитам, пошли на заградительные меры. Весной Инвесторгбанк перестал принимать пополнения по вкладу «Перспектива», Алтайэнергобанк и СКБ-банк ввели комиссии за пополнение вкладов, 10% и 7% соответственно. Юниаструм банк ввел комиссию 7% за снятие довнесенных средств.



Такие действия банков вызвали волну недовольства вкладчиков и привлекли к проблеме внимание ЦБ. Директор юридического департамента ЦБ Сергей Голубев говорил, что регулятор намерен выработать единую позицию в отношении комиссий за пополнение вкладов и определить, в каком случае такие комиссии являются незаконными. Однако до сих пор никаких разъяснений от ЦБ не последовало. Единственным, кто самостоятельно решил отказаться от комиссий после заявления ЦБ, оказался Алтайэнергобанк.



Отмечают растущее число жалоб на комиссии банков за пополнение вкладов и в Роспотребнадзоре. Однако, как пояснил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, ведомство может квалифицировать ситуацию лишь после того, как произошло нарушение, то есть когда вкладчики при закрытии вклада фактически недополучили причитающиеся согласно условиям договора проценты из-за введения комиссий за пополнение, а таких случаев еще не было. «Комиссии за пополнение вкладов банки вносят в тарифы, не меняя при этом условий договоров, а для Роспотребнадзора это не является предметом оценки,— отмечает господин Прусаков.— Сейчас можно говорить лишь о том, что эти опосредованные действия могут привести в дальнейшем к нарушению прав потребителей, и когда это произойдет, мы будем защищать их права, в том числе в суде».



«Законом определено, что изменять размер процентов по банковским вкладам нельзя, однако про невозможность изменения тарифов на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в законе ничего не сказано, чем и пользуются банки»,— указывает вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Олег Иванов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Худая теплица
Предвестники кризиса
Правда о Вашем банке



ПАРТНЕРЫ
 
 

Главная | Новости | Кризис - 1998 | Реформы | Регулировани | Банки и реальный сектор | Вклады граждан в банках | Перспективы развития банковской системы России | Архив новостей
| Правила пользования | Заметки на полях | Горячее | Книги | Цитируемость | Анонсы | Публикации | Перспективы развития банковской системы России | Статьи | Ссылки
   

Copyright © Михаил Матовников 2000-2024. При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.